Общественный совет города Алматы

                                                              Шибутову М.М.

                                                              —————————————————-

                                                               г. Алматы, ул. Абылай хана, 74 А,каб. №42

                                       <maratsh2007@gmail.com>

                                  Уважаемый Марат Максумович!

         Предложения Общественного совета города Алматы относительно поправок в действующее законодательство по вопросам временной регистрации  нами рассмотрены.

         Данные предложения заслуживают внимания и будут использованы депутатами Комитетом по законодательству и судебно – правовой реформы  Мажилиса Парламента Республики Казахстан в дальнейшей работе.

         Законом Республики Казахстан  «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам противодействия экстремизму и терроризму» от 22 декабря 2016 года  № 28 – V1 в целях совершенствования действующего законодательства  были внесены поправки  в 5 Кодексов и  25 Законов, в том числе  по вопросам регулирования миграции, гражданства, правового положения иностранцев, жилищных отношениях и т.д.

Вместе с тем хотелось бы высказать мнение по затрагиваемым Вами вопросам.

  1. По вопросу разделения понятий «место временного пребывания» и «место временного проживания».

         Подпунктом 17-1 статьи 1 Закона Республики Казахстан «О миграции населения» (далее – Закон) дано определение понятия «место временного пребывания (проживания)» – имеющее адрес здание, помещение либо жилище, не являющиеся местом жительства и в котором лицо пребывает (проживает) временно.

         Данная поправка внесена в Закон (вступил в силу с 7 января 2017 года)в целях усиления противодействия экстремизму и терроризму. При этом учитывая, что понятия «временное пребывание» и «временное проживание»,  только введены в законодательство, их разделение, без учета правоприменительной практики в настоящее время представляется нецелесообразным.

  1. По определению сроков временного проживания для граждан Республики Казахстан и иностранцев.

         В соответствии со статьей 51 Закона «О миграции населения» установлена обязанность внутренних мигрантов зарегистрироваться  по месту жительства и по месту временного пребывания (проживания) в порядке, определяемом Правительством Республики Казахстан.

         Одновременно сокращен срок проживания граждан Республики Казахстан без регистрации по месту жительства, временного пребывания (проживания) с трех месяцев до одного месяца.

Таким образом, по истечению одного месяца для гражданина законодательством устанавливается обязанность зарегистрироваться по месту временного пребывания, независимо является он временным жильцом (т.е. пребывает в жилище без взимания оплаты за проживание) или не является временным жильцом (т.е. является нанимателем, арендатором жилья).

           По имеющейся у нас информации, в настоящее время разработан проект постановления Правительства «О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Республики Казахстан от 1 декабря 2011 года №1427 «Об утверждении Правил регистрации внутренних мигрантов и внесении изменений в некоторые решения Правительства Республики Казахстан» (далее – проект постановления), которым предусмотрено, что постановка на учет лиц, зарегистрированных по месту временного пребывания (проживания), осуществляется на срок от одного месяца до года. Лица, у которых исполнение служебных обязанностей, пребывание на учебе связано с длительным (более одного года) проживанием вне места жительства (при наличии подтверждающего документа), учитываются на весь срок, необходимый для исполнения обязанностей, без снятия с регистрации по месту жительства.

         Регистрация иностранцев имеет иной механизм, в отличие от регистрации граждан Республики Казахстан. Так, в соответствии с Правилами въезда и пребывания иммигрантов в Республике Казахстан, а также их выезда из Республики Казахстан, утвержденных постановлением Правительства Республики Казахстан от 21 января 2012 года № 148, разрешенный срок пребывания иммигрантов в Казахстане заканчивается по истечении срока регистрации, указанного в миграционной карточке.

         Иммигрантам, временно пребывающим в Республике Казахстан свыше 5-ти календарных дней со дня пересечения Государственной границы Республики Казахстан, необходимо иметь разрешение на временное проживание (регистрацию), если иной порядок не установлен соглашением Республики Казахстан с соответствующей стороной или Правительством РК. Регистрация иммигрантов осуществляется органами внутренних дел на основании информации принимающих лиц, а также КНБ РК, поступающей из пунктов пропуска  через Государственную границу Республики Казахстан.

         Принимающие лица информируют органы внутренних дел о пребывающих у них иммигрантах в течение 3-х рабочих дней со дня их прибытия. Исчисление указанных сроков начинается с 00.01 часов суток, в течение которых иммигрант пересек Государственную границу РК или прибыл к принимающему лицу.

         3,4. По вопросам определения мест временного пребывания и категорий лиц, находящихся в местах временного пребывания.

         Рассмотрение вопросов определения мест временного пребывания либо категории лиц, находящихся в местах временного пребывания полагаем  нецелесообразным, так как невозможно определить все места пребывания внутренних мигрантов, перемещающихся как по личным мотивам –  собственному волеизъявлению (отдых, гости, лечение, туристические поездки и т.д.), так и по служебным делам (командировки, стажировки и т.д.).

         В Законе «О миграции населения» дано определение понятия – «место временного пребывания (проживания)», соответственно внутренние мигранты, проживающие по месту временного пребывания свыше одного месяца относятся к категории временно пребывающих лиц.

  1. Об особом порядке регистрации для студентов – учащихся, высших учебных заведений и колледжей, аспирантов и докторантов, с возможностью временной регистрации по адресу учебного заведения.

         Данная категория граждан также относится к внутренним мигрантам,   и подлежит регистрации, как по месту постоянного жительства, так и по месту временного пребывания на период учебы в установленном законодательством  порядке.  При этом, временно регистрировать указанных лиц по адресу учебных заведений нет необходимости, так как они регистрируются по месту временного проживания в общежитии либо в арендуемом жилье (обязанность собственника зарегистрировать проживающих в сдаваемом им жилище, в т.ч. по договору поднайма установлена статьями 23, 24 Закона «О жилищных отношениях»).

         6,7. Об установлении срока регистрации по месту временного пребывания (проживания), увеличении срока регистрации внутренних мигрантов с 10 до 30 суток.

         Согласно пункту 13 действующих Правил регистрации внутренних мигрантов, утвержденных постановлением Правительства Республики Казахстан от  01.12.2011 года № 1427, внутренние мигранты, прибывшие на временное жительство сроком свыше 3-х месяцев, встают на учет в органах внутренних дел по собственному волеизъявлению. То есть учет по месту временного пребывания гражданина велся и ранее, но законодательно обязанность зарегистрироваться не была закреплена.

         В настоящее время Правительством разработан проект постановления, предусматривающий, что внутренние мигранты, прибывшие для временного пребывания (проживания) сроком свыше одного месяца, ставятся органами внутренних дел на учет по месту временного пребывания (проживания) в течение 10 календарных  дней со дня прибытия, без снятия с регистрации по месту жительства.

         Для исключения нарушения прав граждан, прибывших в гости к родственникам, друзьям, статья 492 Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях (далее – КоАП) дополнена примечанием, что требование части первой статьи 492 КоАП не распространяется на временных жильцов, проживающих сроком до одного месяца по месту временного пребывания (проживания).

         В соответствии с подпунктом 45) статьи 2 Закона от 16 апреля 1997 года «О жилищных отношениях» временные жильцы – это граждане, которым нанимателем (собственником жилища, членом жилищного кооператива) предоставлено право временного проживания в жилище без взимания с них платы за пользование жилищем.

         Если гражданин переехал на новое место жительства, он не является временным жильцом по прежнему адресу, соответственно ему необходимо зарегистрироваться по новому адресу в течение 10 дней.  Если место жительства гражданин не менял, но планирует проживать, снимать жилье,   по месту временного пребывания свыше месяца (по служебным делам, лечение, стажировка и т.д.), он обязан зарегистрироваться в течение 10 дней.

         Таким образом, по истечению одного месяца для гражданина законодательством устанавливается обязанность зарегистрироваться по месту временного пребывания, независимо является он временным жильцом (т.е. пребывает в жилище без взимания оплаты за проживание) или не является временным жильцом (т.е. является нанимателем, арендатором жилья).

  1. О выделении групп населения, не подлежащих временной регистрации.

         Вышеуказанным проектом постановления Правительства (в настоящее время находится на согласовании с государственными органами) предусмотрены категории граждан, не подлежащих временной регистрации: дети, не достигшие 16-летнего возраста, граждане, имеющие нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, ограничивающее их жизнедеятельность, находящихся в лечебных учреждениях, лица, работающие вахтовым методом, а также проживающие в домах, не сданных в эксплуатацию.

         Касательно собственника жилья и его близких родственников, проживающих в жилище не по месту постоянного жительства, законодательством предусмотрено, что в данном случае собственник жилья и его близкие родственники обязаны временно зарегистрироваться по месту временного пребывания на необходимый им срок.

  1. По отмене взимания государственной пошлины за временную регистрацию.

По имеющейся у нас информации, в настоящее время Министерством национальной экономики Республики Казахстан  в рамках разрабатываемого проекта нового Налогового Кодекса прорабатывается вопрос по внесению изменений в статьи указанного Кодекса, в части исключения государственной пошлины за регистрацию по месту жительства. В Министерстве создана рабочая группа c участием заинтересованных государственных органов по разработке нового Налогового Кодекса.

          10, 11. О внесении статей 492 и 493 Кодекса об административных правонарушениях в редакции Закона Республики Казахстан от  22.12.2016 года №28-VI (вводятся в действие c 1 июня 2017 года).

         В соответствии с введенными с 7 января т.г. поправками в Закон «О миграции населения» внутренние мигранты обязаны зарегистрироваться по месту жительства и по месту временного пребывания в порядке, определяемом Правительством Республики Казахстан (статья 51). Данный порядок определяется Правилами регулирования внутренних мигрантов (постановление Правительства №1427 от 01.12.2011 года).

         Разработанный проект постановления по внесению изменений в указанные Правила  внесен на рассмотрение в  Правительство в феврале т.г.  и в настоящее время дополнительно прорабатывается с государственными органами.

         Учитывая, что новое постановление еще не принято и будет введено в действие по истечении 10-ти календарных дней после его первого официального опубликования, в настоящее время действуют прежние Правила регистрации внутренних мигрантов.

         Соответственно административные меры за отсутствие регистрации по месту временного пребывания (проживания) будут применяться после утверждения проекта постановления с внесенными изменениями.

         В настоящее время к административной ответственности привлекаются лица, проживающие без регистрации по месту жительства от 10 дней до 3 месяцев (в виде предупреждения) и свыше 3-х месяцев (в виде штрафа). Депутатами Мажилиса Парламента Республики Казахстан проводится мониторинг действующего законодательства, в том числе по вопросам регулирования миграции, гражданства, правового положения иностранцев, жилищных отношениях и т.д. на предмет проработки соответствующих поправок в действующие нормативные правовые акты.

С уважением,                                                                                                В. Олейник

Ознакомиться с документом можно по ссылке Ответ Шибутову М.М

Рубрики: Архив

Page Reader Press Enter to Read Page Content Out Loud Press Enter to Pause or Restart Reading Page Content Out Loud Press Enter to Stop Reading Page Content Out Loud Screen Reader Support
Анализ сайта