Заседание комитета транспорта комиссии № 3 по вопросам
предпринимательства, экологии, городской мобильности, цифровизации и туризма Общественного Совета г. Алматы
17.08.2021 г.
На заседании участвовали:
– председатель комиссии №3 ОС – Джапаров Б.А.;
– руководитель комитета транспорта ОС – Аманбаев С.Ш.;
– заместитель руководителя управления городской мобильности города Алматы – Мурзагулов С.Е. (УГМ);
– заместители генерального директора ТОО «Транспортный Холдинг Алматы» – Тен А., Темиркулов Н., Оразбахтин Н. (ТОО ТХА), Зинова О.;
– директоры автобусныхпарков:
ТОО «Алматыэлектротранс» – Иманбеков И.Т.
ТОО «Автотрансгаз» – Абишов А.Ж.
ТОО «Талап Т» – Жумабеков С.И.
ТОО «Думантранс.2019» -Тазабеков М.
ТОО «МАДИНА» – Тыныштыкбай Б.
ТОО «АвтоАлмаТранс» – Умурзаков А.Д.
ТОО «ОлжасLTD» – Байкадамов Ш.
ТОО «Бату транс» – Рысбаев Б.И.
ТОО «Бату травел» – Урумбаев С.
Повестка дня заседания:
1. Деятельность ТОО ТХА по обеспечению полноты сбора выручки за проезд в автобусах, работе контрольно ревизионной службы;
2. Внедрение новых видов оплаты за проезд в автобусах, внедрение современных терминалов оплаты проезда от компании ТОО «СМС БАС»;
3. Финансовое положение автобусных парков.
Заседание начал Джапаров Б.А. выразив озабоченность ОС нынешним состоянием развития общественного транспорта, подчеркнув необходимость принятия исчерпывающих мер по обеспечению эффективной работы автобусных парков по обслуживанию социально значимых автобусных маршрутов.
О ситуации в сфере автобусных перевозок на социально значимых маршрутах города доложил Аманбаев С.Ш.:
– Ухудшение финансового положения перевозчиков привели в целом к ухудшению положения по организации перевозок, безопасности движения, культуры обслуживания. Участились случаи жалоб на регулярность движения, отсутствие санитарной безопасности;
– О состоянии по безопасности движения приведены официальные цифры Бюро статистики, что за 6 мес. 2021 г. в РК случилось 7,2 тыс. ДТП, что на 14,5% больше, чем годом ранее. При этом, 3 из 10 ДТП приходится на Алматы, а число погибших в ДТП по сравнению выросло сразу на 17,6%!;
– О ситуации по снижению обьёмов оплаты проезда свидетельствуют данные СМИ, что с начала 2021г. в общественном транспорте за безбилетный проезд оштрафован 8 081 пассажир. При этом, 65% из них приходится на Нур-Султан, на втором и третьих местах рейтинга оказались Алматы (1 524) и ВКО (1 026). В ходе анализа установлены случаи, при которых пассажиры передают свои льготные и школьные карты для пользования третьим лицам. КРС изъято 1 111 таких карт, из них льготных – 339, школьных – 772. Это же происходит у нас.
С критикой в адрес ТОО ТХА и предложениями по улучшению организации перевозок в части обеспечения полноты сбора, контроля оплаты проезда, обновления оборудования выступили директоры автобусных парков.
Директоры автобусных парков выразили значительные претензии к деятельности ТОО ТХА в части обеспечения контроля на линии и полноты сбора выручки за проезд, эффективную работу оборудования и т.п. Из за неудовлетворительного контроля оплаты проезда и отсутствия возможности оплаты проезда банковскими картами и др., автопарки теряют до 30% доходов, что негативно отражается на финансовом положении перевозчиков и наносит ущерб бюджету города из за роста обьёмов субсидирования планово убыточных перевозок.
Надо отметить, что эти проблемы рассматривались неоднократно на протяжении последних лет и в настоящее время их актуальность особо усилилась. Необходимость развития конкурентной среды в сфере электронного билетирования подчёркивалась Акимом города на совещании с автобусными парками и ТОО ТХА 30.12.2019 г., одобрившем внедрение новых технологий и современного оборудования.
Для обеспечения полноты сбора, улучшения качества предоставления услуг пассажирам, расширения возможностей и видов оплаты проезда посредством развития конкуренции на рынке электронного билетирования, УГМ целесообразно разрешить автобусным паркам самостоятельное заключение договоров с компаниями-операторами с последующим представлением отчётов и предоставления доступа к их базе данных. Тогда автопаркам будет производиться субсидирование их убытков при оплате посредством оборудования других операторов. Данные меры позволят, при внедрении новых терминалов увеличить полноту сбора и улучшить культуру обслуживания пассажиров, предоставив возможность оплаты проезда пассажирам банковскими картами и посредством мобильной связи.
При обсуждении вопроса участия ТОО «СМС БАС» на рынке услуг электронного билетирования, путём увеличения видов оплаты проезда, использования инновационных технологий и современного оборудования (новых терминалов оплаты проезда), прозвучал ряд мнений. В частности, Зам. генерального директора ТОО ТХА – Тен А. высказался против, объяснив свою позицию тем, что вхождение на рынок услуг нового оператора снизит их доходность, не обеспечивая рентабельности.
На этот аргумент ТОО ТХА ответил Джапаров Б.А., объяснив, что на рынке услуг электронного билетирования нет места монополизму и бизнес должен развиваться в условиях конкуренции.
По итогам обсуждения вопросов Общественный Совет г. Алматы рекомендует Управлению городской мобильности акимата:
– Для расширения бесконтактных видов оплаты проезда, устранения монополизации предоставления услуг и развития конкуренции, разрешить вхождение на рынок электронного билетирования различным компаниям-операторам;
– поручить ТОО ТХА подготовку совместно с автобусными парками проекта оптимизации маршрутной сети Алматы;
– в рамках подготовки к общественным слушаниям: провести совещания с автобусными парками и ТОО ТХА по решению проблем организации перевозок; ускорить подготовку проекта плана работы УГМ на 2021-2022 г.г.
– для обеспечения подготовки автобусных парков к работе в осенне- зимний период и улучшения технических показателей, обеспечить субсидирование предприятий на планово-убыточных социально значимых автобусных маршрутах в полном от потребности уровне.