ПРОГРАММА
Общественных слушаний
по вопросу «Обеспечения экологической безопасности, охраны окружающей среды и сохранения природных ресурсов на территории города Алматы»
Дата проведения: 25 ноября 2019г. (понедельник), время: 15:00-18:00
Место проведения: г.Алматы, ул.Сатпаева 16, Университет «Туран», актовый зал, 3 этаж
Организаторы: Общественный совет города Алматы
Участники– Министерство экологии, геологии и природных ресурсов РК, члены Общественного Совета г.Алматы, представители государственных органов и организаций осуществляющих деятельность в сфере охраны окружающей среды и природопользования по городу Алматы (ДЭ, УЗЭ), экологическая общественность, СМИ жители города.
Цель проведения Общественного слушания: – Защита атмосферного воздуха и улучшение его качества, сохранение и качественное развитие зеленого фонда, водных ресурсов. Создание современной системы благоустройства, управления и переработки отходами.
Задачи: Разрешение проблемных вопросов, формирование концептуальной экологической политики, эффективное управление экологическими рисками государственными органами и организациями при проведении мероприятий по вопросам обеспечения экологической безопасности в регионе. Подготовка рекомендаций гражданского сообщества направленных на совершенствование действующего законодательства по оздоровлению окружающей среды, предотвращению уничтожения, деградации, повреждения и истощения естественных экологических систем и природных ресурсов.
14:30-15.00 | Регистрация Участников, ЛЭД экран актового зала показ видеоролика о экологии города Алматы |
15:00-15.05 | Приветственное слово – Председатель Общественного совета г.Алматы Алшанова Рахман Алшанович |
15:10-15:15 | Приветственное слово – Председатель комитета экологического регулирования и контроля Министерства экологии РК – Жолдасов Зулфухар Сансызбаевич. |
15:20 – 15:30 | Управление зеленой экономики города Алматы Сейтенов Ержан Иргебаевич о реализации государственных программ охраны окружающей среды города Алдматы |
15:30 – 15:40 | Департамента Экологии по г.Алматы МЭРК Аккозиев Орман Сеилханович о состоянии обеспечения экологической безопасности города Алматы |
15:40 – 15:50 | Качество атмосферного воздуха. Построение системы измерения загрязненности атмосферного воздуха – Айымгуль Керимрай Доктор PHD, КАЗНУ им.Аль-Фараби |
16:00 – 16:10 | Вызовы возможности сокращения выбросов передвижных источников загрязнения атмосферного воздуха – Ерлан Нурпеисов, «Green Auto Service»; член рабочей группы Министерства энергетики Республики Казахстан по развитию рынка газомоторного топлива в Казахстане |
16:10 –16:20 | Анализ состояния и возможности развития общественного транспорта и энергетики города Алматы – Алияров Бирлесбек Каниевич, академик НАН РК, доктор технических наук, профессор АУЭС |
16:20 – 16:30 | Фитосанитарное состояние Зеленых насаждений Алматы. Переход на биологические метод защиты от вредителей и болезней. Мухамадиев Нуржан Серикканулы руководитель группы защиты леса, и древесных насаждений, кандидат биологических наук КазНИИ растениеводства МСХРК |
16:30 – 16:40
|
Правила благоустройства. Проблемы сбора, размещения и утилизации ТБО на территории города Алматы. – Светлана Спатарь ОФ «Зеленое спасение» |
16:40 – 17:30
|
Создание современной системы управления и переработки отходами – Евгений Мухамеджанов компания ECO NETWORK |
17:30-17:40
17:40-18:00
|
Вопросы и ответы
Предложения и рекомендации Общественного совета г.Алматы – Сергей Пономарев член ОС Подведение итогов Общественных слушаний |
РЕКОМЕНДАЦИИ и ПРЕДЛОЖЕНИЯ
по итогам общественных слушаний по вопросу
«Обеспечение экологической безопасности, охраны окружающей среды
и сохранения природных ресурсов на территории города Алматы».
Воздушный бассейн, состояние атмосферного воздуха
По итогам анализа экосистемы и ресурсной емкости города-ядра, прилегающих территорий и зон влияния города Алматы установлено, что около 80% загрязняющих веществ выбрасывают в воздух стациораные источники ТЭЦ и котельные на угле.
ТЭЦ загрязняют его намного сильнее, чем транспортв том числе 18 автономных котельных в городе и 48 – в Алматинской области, находящиеся на балансе различных бюджетных организаций здравоохранения и пенитенциарной системы, производственным предприятиям. Большинство котельных работают на угле.
Система очистки выбросов наших ТЭЦ неэффективна на 37%. Неочищенные выбросы, которые так и ушли в атмосферу, в 2006 году составляли 4.85 тысяч тонн. В 2018 году – 10,4 тысяч тонн.
Наша страна присоединилась к международным соглашениям, согласно которым на угольную энергетику наложены требования по выплатам за эмиссии – чтобы минимизировать выбросы CO2 в атмосферу. Комитет следит за выполнением этих требований и ведет мониторинг уровня выбросов по регионам Казахстана.
Если сравнивать сопоставимые единицы, то соотношение выбросов от стационарных источников и передвижных: 80% генерирует энергокомплекс и только 20% – транспорт.
15% частных домов в Алматы на автономном отоплении – это четвертая ТЭЦ.
Это еще одна проблема. Алматы газифицирован не на 100%: магистральные трубопроводы вроде бы есть везде, но к ним подключены не все жилье. Серьезный объем выбросов осуществляет частный сектор – дома на автономном отоплении. Более 15% из них до сих пор используют солярку, топочный мазут, уголь. Суммарно это примерно равно четвертой ТЭЦ.
Экосообщество установило, что около трех из восьми районов Алматы не покрывается вообще или только частично покрывается газовыми сетями. Там автономное теплоснабжение, и одна часть жилья – на газовых котлах, а другая – на угольном, мазутном и солярчатом топливе.
Вспышки заболеваний в Алматы совпадают с увеличением штрафов за превышение норм ПДВ. Конкретные виновники – три ТЭЦ.
В Алматы наиболее высокий процент заболеваний дыхательных путей, аллергических ринитов и астмы по Казахстану, повышена доля первичного бесплодия среди молодежи. Уровень распространения раковых заболеваний у нас – такой же, как на территории Семипалатинского полигона.
Как решить проблему выбросов?
Нужна массовая энергетика. Можно пойти европейским путем. У них строительные нормы включают жесткое положение: нельзя ввести в эксплуатацию объект, если не обеспечить его автономной электроэнергией и теплом. От наших частных девелоперов и застройщиков такого не требуют. А если бы это правило было закреплено на муниципальном уровне, застройщики были бы вынуждены искать выход.
С 1 января 2018 года корпоративный подоходный налог, который раньше взимался в республиканский бюджет, уходит в местный. Для Алматы это – пополнение в 252 миллиарда тенге ежегодно. Эти деньги можно потратить на муниципальный лизинг.
Система такая: коммерческая недвижимость потребляет электроэнергию и тепло, которого не хватает в бюджетной сфере.
Автотранспорт
594 тысячи единиц зарегистрированы в г.Алматы, ежедневный трафик неалматинского транспорта составляет 680 тысяч единиц – это транзит через город.
В рамках Ситуационного анализа разработан Концепция Мастер плана города Алматы до 2030 года.
В котором разработаны основные предложения по улучщению экосистемы города Алматы.
Предложения Айман Турсынкан, Директор форсайт-агентства EXIMAR, исследователь.
В качестве дополнения к действующему Комплексному плану по охране окружающей
среды г. Алматы на основе данного исследования предлагаем следующие мероприятия:
1) Разработка комплексного градостроительного проекта на территории всей зоны особого градостроительного проектирования – г. Алматы и других городов спутников гг. Талгар, Каскелен, Есик, Капшагай и с. Узынагаш с включением в границы общей территории от 1190 до 1900 км2 прилегающих населенных пунктов 5 районов Алматинской области (Енбекшиказахский, Талгарский, Карасайский, Жамбылский и Илийский) инфраструктуры промышленных зон, энергетического пояса, агрозон, транспортной-логистического и туристского кластера с единой интегрированной системой транспортной связанности и общих нормативов плотности застройки.
2) Детальная инвентаризация стационарных источников выбросов загрязняющих веществ в окружающую среду на всей вышеуказанной территории с единым планом производственно-экологического мониторинга с расширением пунктов наблюдений состояния атмосферы, воды и почвы;
3) Разработка плана ресурсосбережения по воде, электроэнергии, теплу, выбросам ТБО;
4) Разработка плана мероприятий по переходу на экологические стандарты производства всех стационарных источников выбросов;
5) Разработка финансово-экономического обоснования инициативы «Зеленые технологии:
корпоративный сектор и массовые потребители» в обеспечение достижения к 2030 году 37,9%, а к 2050 году 50% доли альтернативной энергетики от совокупного производства тепла, электроэнергии и горячей воды, включая, но не ограничиваясь:
- Специальные нормативы в СНиП по требованиям к новым зданиям по энерго-
эффективности, автономном снабжении энергией солнечными панелями;
- Вывод инфраструктурных инвестиций на рынок операционного лизинга по
долевым подключениям населения и юридических лиц к электроэнергии, газу,
воде, теплоснабжению, КНС со специальными стимулирующими
альтернативную энергетику условиями финансирования и гарантирования;
- Формирование инновационных производств для само обеспечения Зеленых
инициатив г. Алматы и Алматинской агломерации на мощностях действующей
инновационно-промышленной инфраструктуры;
- Перевод на альтернативную энергетику объектов бюджетной сферы и
социальной инфраструктуры на средства из ГЧП проектов;
- Создание мусоросжигающих ТЭС и крупного солнечного парка для
энергоснабжения города и агломерации.
6) Инвентаризация, расчет целесообразности и поэтапный перенос промышленных предприятий на территории с новыми мощностями инженерно-коммуникационной и дорожно-транспортной инфраструктуры;
7) Разработка и поэтапная реализация Единой интегрированной системой транспортной системы на LRT, BRT и метрополитена для снижения транспортной зависимости в соответствии с рекомендациями в отчете «Устойчивый транспорт» ПРООН-ГЭФ;
8) Разработка специальной программы развития экологического мышления с 5 х классов школьного обучения.
9) Ввод системы сбора мусора с раздельными контейнерами по типам ТБО.
10) Разработка специальной программы поддержки биоразнообразия в природоохранных и рекреационных зонах агломерации с акцентом на самоочищении поверхностных водных источников.
Экологическое общество “Зеленое спасение”, Recicl Birge, ECO NETWORK.
Обеспечить строгое соблюдение экологического законодательства государственными служащими, бизнесменами и отдельными горожанами на подведомственной территории, училить контроль за соблюдением действующего законодательства;
обеспечить доступ к экологической информации, к эффективному участию общественности в процессе принятия решений и к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды;
остановить незаконное строительство, в частности точечную застройку;
прекратить загрязнение рек и водоемов и их водоохранных зон и полос;
создать эффективную систему управления отходами;
Внести изменения в Правила содержания и защиты зеленых насаждений (с широким обсуждением с общественностью),
Создать единую организацию (Зеленстрой), которая была бы ответственная за зеленый фонд города;
Ужесточить наказание за вырубку зеленых насаждений деревьев (Административный кодекс РК)
Ужесточить контроль: процесса выдачи разрешений на вырубку зеленых насаэжений, упорядочить процесс компенсационных посадок, восстановить арычную систему города и ливневую канализацию (провести полную инвентаризацию арычной системы, разработать план реконструкции, создать единую организацию, которая будет контролировать работу арычной системы).
Создание единого реестра мусоровывозящих компаний (соответствие по технике, сотрудникам, документации и договарам) для прозрачности их работы.
Создание пунктов приема опасных отходов, строительных отходов в нескольких локациях в городе.
Обязательно – информационная работа с населением!
Изменить подходы к мусоровывозящим компаниям, разработать концепцию города по переходу к разумному потреблению, пересмотреть необоснованное повышение тарифа 1,5 года назад на вывоз мусора, разработать четкие требования для бизнеса.
Презентации: https://cloud.mail.ru/public/gDKw/5NYn1sASF