Подростковые банды, нападения с оружием, избиения сверстника толпой на камеру, убийства и изнасилования, волна детских суицидов. Такие новости появляются каждый день. Что происходит с нашей молодёжью? Увеличилось ли количество преступлений или уменьшилось? Почему подростки стали жестокими и неуправляемыми? На эти и другие вопросы корреспонденту Orda.kz ответила полковник полиции в запасе Айгуль Шопшекбаева.
Она много лет проработала в полиции с трудными подростками, после выхода в отставку вошла в координационный совет при Уполномоченном по правам человека Республики Казахстан и Общественный совет города Алматы.
— Айгуль Шопшекбаевна, столько тревожных новостей о детской преступности поступает каждый день. Что не так с нашими подростками?
— Во-первых, время не стоит на месте. Мир изменился, у детей появилось больше возможностей узнавать новости через интернет. Все знают и понимают, какую там информацию (кроме полезной) можно ещё получить. При желании находят и порнографию, и видео открытого буллинга, превосходства сильных над слабыми, призывы к суициду и многое другое. Все эти программы, передачи, видео, выступления некоторых горе–блогеров направлены на неправильное воспитание молодёжи. К тому же в своем таком, можно сказать, нежном возрасте, в пубертатном, дети, подростки хотят получать такую информацию, им это интересно. Именно в этот момент нужен человек, который объяснит, что можно, а что нельзя, что хорошо, а что плохо. Но, к сожалению, в большинстве случаев рядом нет такого человека — мудрого взрослого. Родители с детьми почти не занимаются, покупают им дорогие смартфоны, куда можно накачать как можно больше приложений и соцсетей, и этим как бы откупаются от своего ребёнка — у тебя всё есть для общения и развития, а нам не мешай, мы устали, мы заняты, нам некогда.
— Сейчас такое время, когда родители в кредитах и долгах, и им надо много работать, порой допоздна и в выходные, зарабатывать, чтобы обеспечить настоящее и будущее своим детям. Они приходят уставшие с работы. Когда им заниматься своими детьми?
— Я с вами согласна. Но у нас немало законов, которые защищают права детей и обязывают государство обеспечивать их благополучие. Это главная его обязанность, то есть детские сады, школы, колледжи и техникумы, институты и дальше — обеспечение нашей молодёжи работой, жильём, защитой их прав. Об этом постоянно в своих выступлениях говорит наш президент Касым-Жомарт Токаев. Самое главное, на что он обращает внимание, — это человекоцентричность, то есть в первую очередь люди, их жизнь, благополучие, здоровье. А сейчас мы с вами говорим о детях, о подрастающем поколении и их безопасности. И за неё отвечают все: от родителей до руководителей исполнительных органов, общественных организаций, и каждый на своём месте должен помнить об этом.
— Вы много лет работали с трудными подростками, с их родителями. Пережили моменты всплеска детской преступности, особенно после выхода фильма «Бригада». Было время, когда правонарушения и преступления несовершеннолетних пошли на спад. И многие этот спад связывают с введением должности школьного инспектора по делам несовершеннолетних, который был в каждом учебном заведении. Действительно ли это так?
— В августе 2008 года в учебных заведениях города начали работать школьные инспекторы полиции, которые находились там с утра до вечера и проводили профилактику, беседы как с родителями, так и с детьми, выявляли конфликтные ситуации и предотвращали многие правонарушения. Через месяц они были уже во всех школах Казахстана. Скажу, что наша идея, воплощённая в жизнь, дала хорошие результаты. Но, сотрудничая со многими правозащитными организациями, мы пришли к выводу, что мы всё-таки не полицейская страна, поэтому в августе 2022 года из школ убрали школьных инспекторов и перевели их в районные управления.
— Вы считаете, это решение было правильным? Ведь статистика показывает, что за последние два года преступность среди несовершеннолетних возросла не на два-три случая, а в разы, даже если учитывать рост населения.
— Политика нашего государства — путь к гуманизации. И школа должна быть основным центром, где дети получают не только хорошее образование, но и воспитание. Школа доброжелательного отношения. Считаю, что именно она должна быть центром воспитательного процесса, где будут сотрудничать родители, учителя и общественность. А координирующим звеном будет комиссия по делам несовершеннолетних (КДН) при акиме города.
— Когда слышишь «комиссия по делам несовершеннолетних», то перед глазами возникает некая группа должностных лиц, которая выносит карающие решения в отношении трудных подростков. И ничего более. Что из себя представляют современные комиссии?
— Неправильное представление о КДН. Главная её задача — координировать работу государственных органов и общественных организаций, осуществлять меры по защите прав и законных интересов несовершеннолетних. Когда я работала, комиссия рассматривала все вопросы, начиная от недоработок в детских садах, школах, колледжах до выработки каких-то рекомендаций, которые направлялись на рассмотрение в министерства и, если это касалось законотворческой деятельности, то и в Мажилис. Помимо городской комиссии, есть и районные. В нашем городе их девять. Председателями КДН являются заместители акимов.
— И всё же семь случаев гибели подростков и молодых людей в Алматы — это тревожный звонок…
— Это даже не звонок, это набат, который поставил на ноги все органы власти, всех тех, кто обеспечивает безопасность детей. Во всех школах Алматы провели экстренные родительские собрания, велись и ведутся беседы с детьми. Школьным психологам даны рекомендации о раннем выявлении подростков, склонных к суицидам, а классным руководителям — составить портрет семьи.
—Не удивлюсь, если по двум погибшим девочкам из 25-й школы уголовное наказание понесут директор школы и охранник за неисполнение своих обязанностей. Хотя, если вдуматься, что может сделать охранник, который даже в дверях встать и силой удержать кого-то не имеет права. Может быть, всё-таки вернуть школьных инспекторов?
— Но и инспектор не имеет права насильно удерживать детей в школе. Думаю, надо сделать акцент на целостном подходе к вопросу развития и воспитания ребёнка, который будет включать широкий диапазон различных компонентов. Ведь ребёнок сейчас предоставлен самому себе, до его проблем, внутреннего мира, каких-то нерешённых вопросов никому нет дела. Родители, как вы сказали, устают и просят не мешать, учителя проводят уроки и занимаются своими делами, школьные психологи не выявляют детей с первоначальными симптомами тревожности и не видят изменений в характере и поведении детей.
— Это говорит о непрофессионализме на местах? Нехватке кадров? Равнодушии взрослых?
— Скорее всего, всё в совокупности. Нам нужен хороший институт психологов. И я имею в виду не вузы, а структуру, где будут наставники, обучающие молодых специалистов тому, как работать с детьми, как выявлять тревожность и изменения в поведении ребёнка. Психологи, которые заранее выявляли бы суицидальные наклонности учеников, видели бы проблемы в отношениях не только между одноклассниками, но и между родителями и детьми, учителями и учениками. А для этого психологи должны заниматься только своими прямыми обязанностями. К сожалению, в наших школах их привлекают ко многим общественным работам. Плюс сказывается и огромное количество учеников. Поэтому, я повторюсь, необходима комплексная работа всех: психологов, классных руководителей, учителей-предметников, родителей, инспекторов, если это необходимо.
— Какие конкретные меры принимаются для профилактики детских суицидов и подростковой преступности в нашем городе?
— Общественный совет города не мог стоять в стороне после череды трагических событий в Алматы. Поэтому мы направили письмо с предложением создать рабочую группу, чтобы тщательно изучить все нормативно-правовые акты и выработать рекомендации..
— В последнее время участились случаи коллективного буллинга среди подростков. Резонансная трагедия в Туркестанской области, где на глазах у 30 сверстников убили школьника. Случай в Талгаре, когда группа избила в поле одного мальчика. Откуда у современной молодёжи столько злости и ненависти?
— Опять же это влияние гаджетов, откуда дети черпают не столько знания, сколько уроки насилия и жестокости. Конечно же, я против запретов или жёстких мер вроде изьятия телефонов у детей, но контроль за ними должен быть. Родители в первую очередь должны задуматься, для чего это нужно и к чему это приведёт? Для чего моему 10-летнему ребенку iPhone 15? К чему приведёт такое неравенство? Нужно ли это делать в школьном возрасте? Ведь разделение в школе на разные социальные слои уже толкает детей на буллинг. Ребёнок с последней моделью телефона уже чувствует свое превосходство, а другой — с кнопочным — ущербным.
— Буллинг идёт со стороны детей обеспеченных и их окружения, а агрессия — от ребёнка из неблагополучной семьи?
— Такая статистика не ведётся, и я бы не разделяла детей. В те годы, когда я работала, когда действовали школьные инспекторы, каждая неблагополучная семья и дети строго контролировались. Инспекторы старались завлечь этих детей в бесплатные кружки, секции, которые были тогда доступны всем бесплатно. Сейчас многие кружки по интересам просто недосягаемы для детей из многодетных семей. Государство выделяет миллионы на финансирование организации досуга молодёжи, но, увы, они не доходят до получателя. Под красивыми громкими лозунгами заботы о детях многие нечистые на руку организаторы и руководители просто записывают «мёртвые души» и присваивают большую часть этих денег. Но дети, подростки, молодёжь не должны оставаться один на один со своими проблемами, с улицей. Их надо занять, несмотря на то, в какое время мы живём: при капитализме или при бешеном рынке. Чтобы вырастить здоровое молодое поколение, нам нужно: во-первых, создать институт психологов; во-вторых, поднять роль комиссий по делам несовершеннолетних; в-третьих, развивать наставничество. И последнее: школа должна быть центром воспитательного процесса, развивать доброжелательное отношение к ребёнку.
— Возможно, это так. Но пока будет разрабатываться концепция, детская преступность будет расти. Как это остановить? Может, ужесточить законы или уменьшить возраст уголовной ответственности, как предлагал депутат Мажилиса Магеррам Магеррамов, и привлекать за тяжкие преступления детей с 12 лет?
— Я категорически с этим не согласна. Ребёнок в 12 лет физиологически не готов осознать степень совершённого правонарушения и не может отвечать за свои поступки. Его надо воспитывать, не применять по отношению к нему карательных мер, а помочь встать на путь исправления, осознать свои ошибки и исправиться. Мы стремимся к гуманизации.